Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
С 1 сентября 2023 года в соответствии с
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
дошкольное учреждение начнет работать по
новой федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – ФАОП ДО
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель ФАОП ДО – обеспечить условия для дошкольного образования, которые
определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного
возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
ФАОП ДО является документом, в соответствии с которым организации,
осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования,
самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные
программы дошкольного образования (далее – АОП ДО) для обучающихся раннего и
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
·
АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и
позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
·
АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с
амблиопией и косоглазием);
·
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
·
АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
·
АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития;
·
АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
·
АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
·
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
ФАОП ДО включает три раздела: целевой,
содержательный, организационный.
Целевой раздел ФАОП ДО включает
пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы, определяет
ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые
результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел
ФАОП ДО включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое
развитие. Кроме того, раздел включает информацию о формах, способах, методах и
средствах реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия
с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система
отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе; содержание образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся
(программу коррекционно-развивающей работы).
Организационный раздел
ФАОП ДО содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка той или иной нозологической группы, особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной
работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат
в календарном плане воспитательной работы дошкольной образовательной
организации.