Доступная среда

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!


 "Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 

                                                                                                                                            В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  •  - Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  •  -  Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • -   Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  •  -  Временно нетрудоспособные
  •  -  Беременные женщины
  •  -  Люди с детскими колясками
  •  -  Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

 

В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 


Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.


Значения условных обозначений категорий инвалидов:

 - Инвалиды с нарушением слуха

 - Инвалиды с нарушением зрения

 - Инвалиды с нарушением интеллекта

 -Инвалиды на кресле-коляске

 - Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  •  - закономерности психического развития,
  •  - показатели здоровья дошкольников,
  •  - психолого-физиологические особенности,
  •  - уровень общего развития,
  •  - коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • -  эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.


При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
  4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

В Детском саду №131 ОАО "РЖД" присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

Предоставление услуг на объекте:

Адрес

Наличие кнопки вызова/телефон

Предоставление услуг на объекте, частично доступно с сопровождением, для категорий граждан

Информация по доступности

Ул. Растчная, 8

Вызов по тел.

+7 (343) 322-73-31

На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности

Автостоянка для инвалидов – нет для данной категории.

Сменные кресла-коляски – нет.

Поручни – есть.

Пандусы – нет.

Подъёмники – нет.

   Раздвижные двери – нет.

   Ул. Таватуйская, 10А

Вызов по тел.

+7 (343) 324-02-97

На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности.

Автостоянка для инвалидов – нет для данной категории.

Сменные кресла-коляски – нет.

Поручни – есть.

Пандусы – нет.

Подъёмники – нет.

Раздвижные двери – нет.

 

Ул. Надеждинская, 4

Вызов по тел.

+7 (343) 366-53-79

На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности

Автостоянка для инвалидов – нет для данной категории.Хочу такой сайт

Сменные кресла-коляски – нет.

Поручни – есть.

Пандусы – нет.

Подъёмники – нет.

Раздвижные двери – нет.

 

Ул. Расточная, 45А

Вызов по тел.

+7 (343) 322-67-20

На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности

Автостоянка для инвалидов – нет для данной категории.

Сменные кресла-коляски – нет.

Поручни – есть.

Пандусы – нет.

Подъёмники – нет.

Раздвижные двери – нет.

 

Ул. Техническая, 35Б

Вызов по тел.

+7 (343) 366-42-72

На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности

Автостоянка для инвалидов – нет для данной категории.

Сменные кресла-коляски – нет.

Поручни – есть.

Пандусы – нет.

Подъёмники – нет.

Раздвижные двери – нет.

 

Ул. Таватуйская, 3

Вызов по тел.

+7 (343) 366-44-89

На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности

Автостоянка для инвалидов – нет для данной категории.

Сменные кресла-коляски – нет.

Поручни – есть.

Пандусы – нет.

Подъёмники – нет.

Раздвижные двери – нет.

 

Ул. Кунарская,33

Вызов по тел.

+7 (343) 322-82-21

На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности

Автостоянка для инвалидов – нет для данной категории.

Сменные кресла-коляски – нет.

Поручни – есть.

Пандусы – нет.

Подъёмники – нет.

Раздвижные двери – нет.


  • - Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеются на всех адресах.
  •  - Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
  •  - Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
  •  - Предоставление услуг в дистанционном режиме - не - предоставляются.
  •  - Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.

В Детском саду № 131 ОАО "РЖД" проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  •  - дошкольное воспитание;
  •  - внешкольное воспитание и образование;
  •  - среднее общее образование;
  •  - среднее профессиональное образование;
  •  - высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Нормативные правовые и методические документы

• Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
• Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309«Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Конвенция ООН оправах инвалидов от 13.12.2006 г

131 положение о работе детьми - инвалидами и овз.pdf (скачать) (посмотреть)
Адаптированная программа ТНР ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».