Приложение № 1 к ОП - учебный план

Пояснительная записка
Учебный план образовательной программы дошкольного образования (далее –ОП ДО)
частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 131 ОАО «Российские
железные дороги» (далее – ДОУ) разработан в соответствии с нормативными правовыми
документами:

Законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства

просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
Учебный план ДОУ на 2023 – 2024 учебный год является нормативным актом,
устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на
проведение образовательной деятельности (далее ОД) в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
При необходимости может быть реализован индивидуальный учебный план, на основе
индивидуализации содержания ОП ДО или при необходимости адаптированной образовательной
программы (ФАОП) с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
ребенка.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая
участниками образовательного процесса. Образование детей происходит в обязательной части
(60%) и в части формируемой участниками образовательного процесса (40%), как в
организованных формах (ОД), когда требуется активное руководство со стороны взрослого, так и
в процессе живого взаимодействия педагогов с детьми, во время режимных моментов, свободной
интегрированной совместной и самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с
семьями воспитанников и направлено, прежде всего, на сохранение и укрепление психического и
физического здоровья дошкольника.
Обязательная часть представляет комплексность подхода с учетом содержания
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивая
развитие воспитанников, во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях и
составляет не менее 60% .
Часть, формируемая участниками образовательных отношений составляет не более
40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение ОП ДО. Она отражает специфику
национально-культурных, демографических и климатических условий города Екатеринбурга.
Содержание ОП ДО с учетом национально-культурных условий выделено как через специально
отведенное время в формах организованной образовательной деятельности, так и реализуется
через различные виды совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах различные виды игр, кскурсии, чтение, рассматривание иллюстраций, проекты и др. Таким
образом, содержание ОП ДО реализуется с учетом образовательных потребностей и интересов
воспитанников, членов их семей, специфики национальных, социокультурных и климатических
условий, а также возможностей педагогического коллектива. Реализация учебного плана
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных
механизмах развития ребенка), мотивации и способностей воспитанников с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Допускается осуществлять
образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования обе части являются
взаимодополняющими, сохраняя комплексность подхода в направлениях развития и образования
детей (далее - образовательные области) и представлены модулями образовательной деятельности:






«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно- стетическое развитие»
«Физическое развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
моционального интеллекта, моциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, 3 движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры
речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание
на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление стетического отношения к окружающему миру;
формирование
лементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
лементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Содержание указанных модулей образовательной деятельности (образовательных
областей) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и
задачами ОП ДО и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
 в раннем возрасте (1,6 лет - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; кспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.), общение с взрослым и 4 совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок,
лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная
активность;
 для детей дошкольного возраста (3 года – 7(8) лет) - ряд видов деятельности, таких как
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская

(исследования объектов окружающего мира и кспериментирования с ними), а также восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и лементарный бытовой труд (в
помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение
основными движениями) формы активности ребенка.
Продолжительность организованной образовательной деятельности:






детей раннего возраста от 1,6 лет до 3 лет – не более 10 минут;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут;
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут;
для детей от 6-ти до 7(8)-ми лет - не более 30 минут.

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня
составляет:





для детей от 3 до 4-х лет – не превышает 30 минут;
для детей от 4-х до 5-ти лет - 40 минут;
для детей от 5 до 6-ти лет - 50 минут;
для детей от 6-ти до 7(8)-ми лет – не превышает 1,5 часа.

В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность,
проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной
образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Для детей раннего возраста организованная образовательная деятельность осуществляется
как в первую, так и во вторую половину дня (по 8-10 минут) по подгруппам. Допускается
осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. С детьми
старшей и подготовительной групп организованная образовательная деятельность осуществляется
как в первой половине дня, так и во второй половине дня после дневного сна. Ее
продолжительность составляет не более 25-30 минут в день (соответственно). Организованная
образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей
проводятся физкультурные и музыкальные занятия.
Занятия по физическому развитию для воспитанников в возрасте от 3 до 7(8) лет
организуется 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от
возраста детей и составляет:





для детей от 3 до 4-х лет – 15 мин.;
для детей от 4-х до 5-ти лет – 20 мин.;
для детей от 5 до 6-ти лет – 25 мин.;
для детей от 6-ти до 7(8)-ми лет – 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организуются занятия по физическому
развитию детей на открытом воздухе. х проводят только при отсутствии у детей медицинских
противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывная
образовательная деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе. Для
достижения достаточного объема двигательной активности воспитанников используются все
организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных
игр, спортивных упражнений. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья
детей при постоянном контроле со стороны медицинского работника.
Занятия
Занятия основаны на организации таких видов деятельности как:
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В
организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции
всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей группе игровая
деятельность является основой решения всех образовательных задач. гровая деятельность

представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - то дидактические и
сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные
ситуации, игры- инсценировки, игры- тюды и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием
свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры
общения и тикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем
дошкольном возрасте).
ос риятие удо ественно литератур и ольклора организуется как процесс слушания
детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие
читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по
поводу прочитанного.
Муз кальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые
проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание
детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и
детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом),
безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования,
кспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественнотворческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере
необходимости дополнительно развивающие проблемно- игровые или практические ситуации,
побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для
самостоятельного решения возникшей задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренни отрезок времени и в вечернее
время, включает:
- наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к
завтраку);
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические,
развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения,
сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений
моциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам;
- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и
пр.);
- беседы и разговоры с детьми по их интересам; - рассматривание дидактических картинок,
иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных
областей; - двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания
организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время рогулки, включает:
- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной
активности и укрепление здоровья детей;
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление
разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- кспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным
материалом);
- лементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; - свободное
общение воспитателя с детьми.

Учебный план на 2023-2024 учебный год
Занятия (организационные
виды образовательной
деятельности)

Возрастные группы детей, вид, кол – во
образовательных ситуаций и занятий в неделю
3год 4год 5год 6год 7год
изни
изни
изни
изни
изни

Обязательная часть программы
Двигательная деятельность
Осуществляется в ходе образовательной деятельности с
1.
Физическое развитие
детьми в режимных моментах и в самостоятельной
деятельности
Занятия
по
физической
2
3
3
3
3
культуре
Коммуникативная деятельность
Осуществляется в ходе образовательной деятельности с
2.
Речевое развитие
детьми, в режимных моментах и в самостоятельной
деятельности
2.1 Развитие речи
2
1
1
2
2
2,2 Подготовка к обучению
0,5
грамоте
Познавательно – исследовательская деятельность
Осуществляется в ходе образовательной деятельности с
3.
Познавательное развитие
детьми в режимных моментах и в самостоятельной
деятельности
3.3. Познавательное развитие
2
2
2
3
4
Изобразительная деятельность
4.
Художественно
– Осуществляется в ходе образовательной деятельности с
детьми в режимных моментах и в самостоятельной
эстетическое развитие
деятельности
4.1. Рисование
1
1
1
2
2
4.2. Лепка
1
0,5
0,5
0,5
0,5
4.3. Аппликация
0,5
0,5
0,5
0,5
Музыкальная деятельность
6.
Художественно
– Осуществляется в ходе образовательной деятельности с
детьми в режимных моментах и в самостоятельной
эстетическое развитие
деятельности
Музыкальные занятия
2
2
2
2
2
Всего в неделю
10
10
10
13
15
Игровая деятельность , самообслуживание и элементарный бытовой труд
Чтение художественной литературы осуществляется в ходе образовательной деятельности с
детьми, а так же в режимных моментах
8.
Социально
– Осуществляется в ходе образовательной деятельности с
детьми в режимных моментах и в самостоятельной
коммуникативное
деятельности
развитие
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
1.

2.

3.

4.

«Английский для
дошкольников», Ю.А.
Комарова
«СамоЦвет», О.А.
Трофимова, О.В.
Толстикова, Н.В. Дягилева.
«Веселый рюкзачок»,
Чеменева А.А, Мельникова
А.Ф., Волкова В.С.
«Основы финансовой
грамотности», Л.В.

-

-

2

2

Осуществляется в ходе образовательной
деятельности с детьми в режимных моментах
и в самостоятельной деятельности
Осуществляется в ходе образовательной
деятельности с детьми в режимных моментах
и в самостоятельной деятельности
Осуществляется в ходе образовательной
деятельности с детьми в режимных моментах

5.

6.

Стахович, Е.В. Семенкова,
Л.Ю. Рыжановская.
Работа по профориентации
«Дошкольник и мир
профессий: Железная
дорога»
«Мир без опасности», .А.
Лвкова

Длительность
Перерывы

и в самостоятельной деятельности
Осуществляется в ходе образовательной
деятельности с детьми в режимных моментах
и в самостоятельной деятельности

10
минут

Осуществляется в ходе образовательной
деятельности с детьми в режимных моментах
и в самостоятельной деятельности
15
20
25
30
минут
минут
минут
минут
10 минут


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».